Разное- полезное

Как происходит развитие речи у детей до 3 лет

Развитие речи детей раннего возраста

Про речевое развитие детей

— Как кричит коровка ?

— Му-у-у…

— Правильно! А бычок?

— А бычок… вздыхает на ходу!

Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников. Ведь как это так: Вася из соседней квартиры, ровесник вашего ребенка, уже говорит вовсю, «как молоточек», а ваш «застрял» на 20—30 основных словах и молчит, «как партизан».

Дело в том, что дети в раннем возрасте развиваются «скачкообразно». Они как бы копят знания и умения, тренируются, а потом выдают все разом. И сегодня ваш ребенок говорит 20 слов, а завтра — уже 100. Сегодня четко произносит 10 звуков, а завтра — 25.

Развитие речи имеет два основных направления: восприятие чужой речи и становление собственной. До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Так, например, к году ребенок может произносить 6-8 слов, а понимать уже 30-50. И взрослые о нем говорят: «Все понимает, а сказать не может».

Задача родителей — активно развивать «пассивный словарь». Ведь пассивный словарный запас — это основа активной речи. Для этого нужно много разговаривать с ребенком, объяснять то, что он видит, рассказывать ему сказки, читать стихи, вместе рассматривать книги и т.п.

Чтобы реально оценивать ситуацию, ребенка нужно сравнивать не со сверстниками, а с ним самим. Если его словарный запас в 1 год был 15 слов и в 1,5 года — 15 слов, это, безусловно, повод задуматься о том, что вы что-то делаете не так. А если день ото дня наблюдается прогресс, пусть, на ваш взгляд, и незначительная, но все-таки есть положительная динамика, то особых поводов для беспокойства нет. У каждого ребенка своя программа развития!

То же касается и постановки звуков. Не буду скрывать, меня тоже периодически тревожит вопрос: «А все ли в порядке с речью у наших детей?», и поэтому я регулярно читаю, что по этому поводу пишут, в том числе и в Интернете.

Как-то на одном из сайтов я прочитала следующее: «Многие родители задаются вопросом, когда ребенок начинает говорить звук “Р” — и по каким причинам он не может самостоятельно справиться с этой задачей. Считается, что именно этот звук — последний в списке освоения детьми и справиться с ним малышам труднее всего. Возраст 5—6лет — это оптимальное время для глубокого освоения звука “Р”».

Наш Дениска, напротив, научился произносить звук «Р» достаточно рано — уже в 2 года и 10 месяцев, причем сам. Но на этом фоне он не выговаривал другие более «ранние» звуки. Например, звук «X» ему не поддавался до 3 лет. Да и потом еще некоторое время он не мог называть его в словах. (К примеру, слово «хлеб» звучало у него как «себ».)

На мой взгляд, какой-то четкой последовательности в том, какие звуки ребенок должен научиться произносить сначала, а какие — потом, не существует. Так, в возрасте 1,5 лет у Дениса «любимыми» звуками были «Д» и «Т». Танюша же в этом возрасте чаще произносила слова со звуком «К». Кстати, «КА» она вставляла везде, где только можно. Я до этого даже и не задумывалась, как много слов с этим слогом: «водичКА», «птичКА», «рыбКА», «КАшка», «ниКАк» и т.п. (И поди догадайся, о чем она просит, говоря свое «КА».) Это еще раз убеждает в том, что все дети индивидуальны!

Однако я ни в коем случае не советую вам «расслабиться» и ничего не делать: если вас что-то смущает в речевом развитии вашего ребенка, то лучше перестраховаться и обратиться к специалисту. Для этого они и существуют!

Когда я обратилась к знакомому логопеду с тем, что мой ребенок в 2 года не произносит звуки «С» и «Ш», а звук «В» произносит невнятно, то она объяснила, что до 3 лет такая ситуация с произношением (и не произношением) определенных звуков является нормальной и особо волновать не должна.

Но при этом она посоветовала помочь малышу в постановке звуков. Для этого необходимо было делать дыхательную и артикуляционную гимнастику. Это не занимает много времени (не более 5 минут в день), но при регулярных занятиях помогает тренировать мышцы артикуляционного аппарата и делать большие успехи в правильном произношении звуков и слов.

Приведу пример таких упражнений. (Поскольку упражнения предназначены для ребенка, то они, конечно, в игровой форме)

Сказка о веселом язычке

Жил-был Веселый Язычок (улыбнитесь и высуньте язык как можно дальше). Утром рано он вставал, делал зарядку (коснитесь языком уголков рта, затем дотянитесь до носа и до подбородка), чистил зубы (проведите язычком вправо-влево по верхним и нижним зубам), причесывался (зубки сожмите, просуньте язычок между ними вперед и назад). Затем он выходил на свое крылечко полежать на солнышке (удерживайте язык неподвижно на нижней губе под счет до десяти). Потом садился на лошадку (цокайте, с силой прижимая язык к небу), ехал в гости к киске. Киска выгибает спинку (надо упереться кончиком языка в нижние зубы с внутренней стороны, выгнув язык «горкой»), У киски пили чай с вареньем (облизните верхнюю губу сверху вниз), пекли блинчики (просуньте язык между губами и пошлепайте им: «пя-пя-пя») и катались на качелях (язык попеременно поднимайте к верхней губе и опускайте к нижней), Наступил вечер. Язычок снова сел на лошадку и поехал домой. Он останавливал лошадку вот так(с силой выдувайте воздух на сомкнутые губы: «тпр-ру»).

Кроме того, очень хорошо выполнять вместе с детьми творческие задания: рисование, аппликацию, лепку, конструирование и другие варианты развития мелкой моторики, что, как известно, способствует активизации речевых центров в мозгу.

Однако иногда бывает и так: вроде и занимаетесь регулярно с малышом дыхательной и артикуляционной гимнастикой, и лепка — его любимое занятие, и дома все обклеено его аппликациями, и пальчиковые краски только успеваете покупать, потому что из-за большого количества творческих работ ребенка они быстро заканчиваются, а все равно он говорит невнятно, а то и вовсе на «языке жестов».

На это могут быть 2 основные причины.

1. Ребенок ленится выговаривать слова, ведь вы его и так прекрасно понимаете.

2. Ребенок не хочет разговаривать. И это уже более серьезная проблема. В ее основе — протест малыша

против не устраивающей его психологической обстановки в семье (конфликты родителей, несогласованность слов и действий «поколений»: бабушка говорит одно, папа — другое и т.д.; уход одного из родителей из семьи и т.п.).

Тут стоит задуматься! Как бы там ни было, все решается. Для устранения первой причины достаточно перестать быть «переводчиком» и «шифровальщиком». Ребенку, безусловно, это не понравится, но даст стимул произносить слова более понятно (иначе же он не получит то, о чем просит). Улучшение психологического климата в семье поможет в решении второй проблемы.

Детский возраст тем и хорош, что многое еще можно откорректировать. Было бы желание и стремление «держать руку на пульсе».

И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда ребенок научается говорить, родители начинают прислушиваться к тому, ЧТО он говорит, какие слова употребляет. А говорит он то, что когда-либо сам слышал.

Мне вспоминается один забавный случай, который произошел с маленьким сыном моей подруги. Я, собственно, была непосредственно «виновницей» случившегося. Как-то я пришла в гости к своей подруге. Ее сын Антон с упоением мне что-то рассказывал и показывал свои игрушки. Я кивала головой и восторженно повторяла: «Ух, ты! Четко!» (То есть я хотела сказать, что мне интересно.) На другой день во время прогулки со своей мамой Антон, показывая ей что-то, заинтересовавшее его, сказал: «Мама! Посмотри, какая ЧЕТКА!»

Так что, как говорит моя мама, «фильтруйте» свою речь!

По материалам книги Светланы Арсентиевой «Маленькие детки-маленькие бедки»

 

Каким спортом заняться ребенку?

За последние несколько лет тема здорового образа жизни стала одной из самых актуальных среди родителей. Дети, живущие в больших городах, проводят не так много времени, играя во дворе со сверстниками и поэтому страдают гиподинамией и склонны к заболеваниям, которые являются следствием неправильно образа жизни. Именно поэтому многие родители отдают детей в спортивные секции, но прежде чем это происходит, все они сталкиваются с проблемой выбора.

Выбрать вид спорта — непростая задача, ведь нужно учитывать многие факторы. Например, физические способности малыша, показатели здоровья, его предпочтения и даже то, сколько времени у него будет занимать дорога до секции.

Когда вы решите все «организационные моменты», стоит повнимательнее присмотреться к вашему будущему спортсмену, потому что одну из главных ролей при выборе спорта играет его характер и коммуникативные навыки.

Если для ребенка важен быстрый результат и частая смена действия, то для него не подойдут виды спорта, требующие упорных и длительных тренировок, например, гимнастика, лыжи, фигурное катание. Попробуйте предложить ему командные игры, в которых он не только сможет проявить себя, но и научится достигать цели, работая в команде. Если у малыша появляется азарт и желание добиться большего, значит, вы идете по верному пути.

Если ваш ребенок задумчив и спокоен, то, вероятнее всего, ему будут неинтересны активные виды спорта, но это не значит, что вы должны позволять ему проводить все свободное время без активных движений. Вы можете предложить ему занятия тем видом спорта, где сосредоточенность и умение «собраться в кулак» сочетаются с необходимостью активных действий (биатлон).

Своевольному и упрямому ребенку будет сложно подчиняться требованиям тренера, поэтому, возможно, вам придется сменить не одну секцию. Такой малыш мечтает отличаться ото всех, а это значит, что ему понравятся неординарные виды спорта. Например, боевые искусства, спортивные танцы, фехтование или занятия конным спортом. Постарайтесь не настаивать на том, чтобы ребенок посещал занятия, пусть инициатива исходит от него, только тогда он будет с радостью заниматься спортом.

Неуверенного в себе ребенка сложно заинтересовать тем или иным видом спорта из-за его боязни потерпеть неудачу. Но если такой малыш почувствует свой успех, то он начнет заниматься с удвоенной силой. В этом случае очень важна атмосфера занятия. Тренер должен быть мягким, а обстановка в секции дружелюбной. На начальном этапе лучше избегать участия в соревнованиях и хвалить малыша не только за его достижения, но и за желание добиться лучших результатов.

Определившись с тем, к какому типу относится ваш ребенок, следует перейти к следующему шагу и обратить внимание на то, чем может быть полезен тот или иной вид спорта.

Водные виды спорта благоприятно влияют на осанку, развивают бронхо-легочную систему, укрепляют мышцы и закаливают детский организм.

Гимнастика также благоприятно сказывается на осанке, координации, укрепляет мышцы, закаляет характер и развивает грацию.

Лыжи и подобные виды спорта в первую очередь отлично закаливают организм, а также развивают все группы мышц и координацию движений.

Фигурное катание благоприятно сказывается на укреплении мышц ног, рук, координации и, конечно, грации.

Теннис развивает все группы мышц и координацию.

Боевые искусства «отвечают» за координацию движений, мускулатуру, учат ребенка быстро реагировать и правильно падать и, конечно, постоять за себя.

При помощи тех или иных видов спорта можно скорректировать недостатков физического развития и телосложения. Конечно, спорт не всемогущ, и вес, рост, особенности костной системы обусловлены наследственностью, условиями воспитания. Но многие физические антропометрические показатели можно скорректировать.

Но прежде чем принимать решение о коррекции телосложения, о подборе специальных упражнений или видов спорта, нужно серьезно подумать, что вы хотите достичь, учитывая, что различные виды спорта и упражнения по-разному будут способствовать наращению мышечной массы. Так, для девочки, которой по наследству достались широкие плечи, возможно, не стоит активно заниматься плаванием или гимнастикой, ведь эти виды спорта развивают плечевой пояс. У конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д.

Экстремальные виды спорта — это новое направления, которое, как правило, пугает многих родителей, но все не так страшно. Любой вид спорта травматичен в той или иной мере, просто особое внимание следует уделять защите. Если ваш непоседа знает о том, как правильно обезопасить себя, скейтборд станет не страшнее футбола!

Не расстраивайтесь, если ваш ребенок быстро теряет интерес к занятиям. Постарайтесь разобраться в ситуации и найти причину его нежелания, возможно, дело не в самом спорте, а в его отношениях с детьми в секции. Главное — прислушивайтесь к своему ребенку, и тогда он вырастет сильным и здоровым!

 

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ

НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин.  К сожалению, однажды в радостное и безмятежное существование может вторгнуться травма.  Дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь… Страшная, жестокая и нелепая, всегда неожиданная, травма несёт с собой физические потери, которые на фоне пережитой угрозы для жизни часто сопровождаются травмой психологической.

Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой лёгкий намёк на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм или другие симптомы (например, жалобы на боли в животе и т.п.). Последствия психологических травм проявляются также и в игровой деятельности ребёнка, которая в этих случаях характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией (игра в дом с элементами смерти одного из членов кукольной семьи, игра в «друзей» при их отсутствии и т.д.). При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, что характеризуется такими высказываниями: «Я больше не играю в подвижные игры, так как мне и так не повезло». Впоследствии появляются отчуждённость и стремление к одиночеству. Всё это в конечном счёте приводит к регрессу в психическом развитии ребёнка. Регрессивная тенденция часто отражается и на развитии ребёнка, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость.

Физиология психологической травмы сводится к тому, что в обычной, нестрессовой ситуации у любого человека в коре головного мозга происходит обработка внешних стимулов, таким образом идёт постоянное «отслеживание» ситуации при её полном осознании и контроле. В стрессовой ситуации (к числу которых относится и приобретённая физическая травма), и перед лицом смертельной опасности у человеческого организма нет времени на обычную переработку информации через кору головного мозга. И тогда срабатывают более простые и примитивные, инстинктивные защитные механизмы поведения, контролируемые нижерасположенными подкорковыми отделами головного мозга (подкорка головного мозга), осуществляющими эндокринную регуляцию и управление эмоциональными реакциями и состояниями. Этот механизм можно обозначить известным в психологии словосочетанием »fight or flight» (борись или улетай). Такая реакция человеческого организма на опасность нормальна и является защитной. Болезненное состояние у ребёнка может возникнуть лишь тогда, когда его организм как бы «зацикливается» на такого рода реакции и воспринимает любую ситуацию как стрессовую.

В ряде случаев, особенно если ребёнок непосредственно участвовал в трагическом событии, у него нередко развивается посттравматический стресс. При этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии; постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности.

Мише 4 года. Его заболевание – рубцевой стеноз пищевода, возникло от того, что родители уделяли мало внимания ребёнку, и он выпил отравляющую организм жидкость… Естественно, в жизни ребёнка появились больницы, врачи, операции с множеством наркозов, что и повлияло на развитие разного рода страхов. Ребёнок боится ложиться спать, боится самого процесса засыпания. Он перестал доверять близким, не идет на тактильный контакт с родителями. Впоследствии всё это привело к тому, что в игровой деятельности ребёнка в большинстве случаев начала преобладать агрессия… В такой ситуации родителям не приходится ждать одномоментной помощи психолога, так как ребёнку необходимо привыкнуть к нему.

Для такого ребёнка именно психолог должен стать, своего рода, большим мудрым другом, к которому ребёнок, привыкая, может прикоснуться, обнять, с которым можно поиграть и доверить все свои секреты. Работа такого плана имеет длительный характер, но именно более раннее её начало способствует увеличению её продуктивности. Всё это вместе взятое, а также выше описанные особенности реагирования детей на дефект приводит к сбоям в привычном функционировании организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.

Юле 14 лет. До 12 лет Юля была обычным здоровым ребёнком: ходила в школу, общалась с друзьями. Перенесённая простуда повлияла на то, что у Юли возникло заболевание опорно-двигательного аппарата: ревматоидный артрит. Данная ситуация осложнялась тем, что девочка находится в подростковом возрасте, которому присущи свои переживания, наличие своего внутреннего мира и отношений ко всему происходящему. Так, Юля замкнулась в себе и ушла от контактов со сверстниками. Девочке была своевременно оказана помощь психолога, в результате чего, она начала адекватно воспринимать себя со своими особенностями заболевания.

Ребёнок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события (физическая травма другого близкого человека), а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты. У ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, а также чувство уверенности в себе и в близких людях. К счастью, для большинства из детей, особенно для тех, которые не являлись прямыми участниками трагедии, последствия такого события могут ограничиться лишь естественной реакцией страха. Через некоторое время эти дети возвращаются к нормальной жизни, воспринимая потери как неотъемлемую часть этой жизни, и научаются от них отвлекаться. Особенно же остро переживается ребёнком приобретённый физический дефект. Восприятие ребёнком события как травматического очень индивидуально и зависит от его личности, степени вовлечённости в это событие, его предыдущего опыта восприятия и преодоления последствий физического дефекта и драматических ситуаций.

Многие родители, чей ребенок перенес травму, не понимают смысла и необходимости в психологической помощи. Они думают и говорят примерно следующее: «Вот ведь привязались к ребёнку, дайте ему прийти в себя! И, вообще, ни к чему ему вспоминать этот ужас!». Не говорить и не вспоминать о трагическом происшествии, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что «необработанный» страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда! Это объясняется особенностями восприятия маленьких детей. Взрослым свойственно считать, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно старшим детям и им, взрослым, на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Данная ситуация в психологии получила название «завуалированной» проблемы. Так, ребёнку значимые взрослые начинают приписывать особенности и черты характера, которыми он не обладал до приобретения физической травмы, и не обладает после её возникновения. При этом проблемы, возникшие у ребёнка, тщательно от него же скрываются, вуалируются родителями, что в свою очередь накладывает неизгладимый отпечаток на формирование его личности и картины поведенческих проявлений. Такой ребёнок не готов к борьбе за своё место под солнцем, со своей возникшей травмой, а, наоборот, ожидает чуда, как в сказке. В дальнейшем такая ситуация скажется и на поведении взрослого сформировавшегося человека, который будет везде и всюду искать более лёгких путей для решения тех или иных проблем.

Да, действительно, в силу их ещё незрелого интеллекта, маленькие дети неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются. Но в силу особой привязанности к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги. Для маленького ребёнка внезапное исчезновение близких, особенно матери, или их долгое отсутствие является стрессовым фактором само по себе, а в случае травмы или болезни матери — стрессом вдвойне. Как правило, реакция детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна. Во многом ситуация преодоления физической травмы зависит от особенностей поведения самих родителей. Очень часто родителям трудно отличить естественную реакцию страха ребёнка от патологической, поэтому многие из них долгое время после травмы не обращаются за помощью к психологу. Они очень эмоционально и тяжело принимают физическую травму ребёнка, глубоко сопереживая ему, и даже идентифицируют себя с ним, или же, наоборот, впадают в депрессивное состояние. В силу этого родители оказываются не в состоянии адекватно оценить эмоциональное состояние собственного ребёнка. Они лишь фиксируют изменения в его эмоциональном состоянии, но не связывают их с произошедшей травмой; часто скрывают от психологов историю травмы, не придавая ей особого значения или же из-за чувства собственной вины, вследствие этого теряя дорогое время, необходимое для восстановления психики ребёнка. Когда ломается внешняя защита в лице родителей, ребёнок вынужден защищать себя сам. Если же он не справляется с этим, то посылает сигнал SOS, чтобы хоть кто-нибудь обратил на него внимание. И тогда он начинает либо заикаться, либо становится очень агрессивным, либо начинает плохо кушать или спать.

Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего ребёнка степень осознания произошедшего. Родителям важно знать: чем чаще психолог совместно с ребёнком возвращается к ситуации, вызвавшей физическую травму, тем легче избавиться ребёнку от часто возникающих страхов и последствий физической травмы. Если такая работа проводится одномоментно, или же в отдаленном периоде, её эффективность снижается. Это объясняется тем, что в какой-то мере ребёнок уже самостоятельно пережил ту или иную травмирующую ситуацию. Последствия такого рода переживаний приводят к тому, что ребёнок замыкается в себе и, порой, воздействие психолога на эмоциональное состояние ребёнка не приносит желаемых результатов. Говоря языком физиологии, осознание случившегося как бы позволяет «переместить» страхи из нижних отделов мозга непосредственно в саму кору головного мозга, что делает их (страхи) более поддающимися последующей психокоррекции.

Всё это убедительно показывает, что травма наносит огромный ущерб психическому развитию ребёнка. Пострадавшие дети (также, как и взрослые), однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента). Своевременная психологическая помощь может стать пусковым механизмом для развития полноценной личности, способной в дальнейшем самостоятельно преодолевать различные трудные жизненные ситуации.

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/279463/

Не люблю, не могу, не знаю, как…

— Мам, поиграй со мной! – раздается голос из детской.

— Мне некогда, ты уже большая, сама играй.

Дитя, вздыхая, плетется на кухню, к маме, которая просит не путаться под ногами. Тогда ребенок выдвигает контраргумент: «А можно я тогда в компьютер поиграю, чтобы тебе не мешать?»

Так часто начинается то, что может развиться в целую проблему. Родители приводят школьника к психологу с жалобой, что ничто его не увлекает, скучно, интересуют только телевизор и компьютерные игры. Начинаем выяснять, как он проводил время до школы. Выясняется: до школы всё время просил, чтобы с ним поиграли, а родителям было некогда.

— Мы такого и не знали, играли все во дворе, а сейчас одного не выпустишь, дети гуляют с родителями. С ребенком играла, конечно, потому что надо, но мне это скучно было. Ну сколько я могу в эти гонки играть?! Папа – да, с удовольствием, но у него времени почти не было. А я это не люблю. Я вот предлагала Мише дом построить, мягких игрушек туда поселить, но он как-то не оценил. А сейчас тем более, уже второклассник, учился бы лучше, а он до сих пор пытается играть, правда, уже не просит меня.

В разговор вступает Миша:

— А чего просить-то? Всё равно услышу, что некогда маме. Да и неинтересно ей со мной. А у Вас компьютера нет поиграть, пока Вы с мамой разговариваете? – спрашивает Миша у меня. Я говорю, что нет, но есть разные игрушки, арт-материалы, а еще много камней-самоцветов, спилов деревьев, ракушек.

— Да, поиграть не во что, – грустно резюмирует Миша. Но всё же начинает уныло перебирать имеющийся арсенал игрушек и игр в моем кабинете. Через десять минут я замечаю, что Миша выстроил из ракушек и камней что-то большое и красивое.

— Это город, в котором я хочу жить. Я о нем часто мечтаю.

— А что в этом городе?

— Да всё как обычно, только школ, как у нас, нет там. Дети много играют, гуляют, общаются.

— Ну вот, видите, ему только бы не учиться! – восклицает мама.

— А как дети учатся?

— Они выбирают то, что им интересно, и занимаются, а потом ходят в школу, только не каждый день, а когда подготовятся. И тогда следующее задание получают от учителя. Только задания интересные, поэтому хочется скорее выполнить. Чтобы следующее получить.

— А это не вредно, такие фантазии? – испуганно спрашивает мама.

 

Город маминой мечты.

Я предлагаю ей тоже попробовать построить город своей мечты. Миша уже с большим интересом начинает смотреть, что строит мама, даже задает вопросы. Мама, увлекшись, начинает улыбаться и получать удовольствие от игры.

Потом она рассказывает о своем городе, назидательно подчеркивая, что в ее городе есть школы, правда, в которые дети ходят каждый день и хотят учиться. А у родителей работа так построена, что есть время на отдых с детьми. Миша удивленно смотрит на маму.

— А тебе это было бы интересно?

— Если бы меньше работала и хозяйством надо было меньше заниматься, то да.

Даю домашнее задание: дома втроем построить свои города, сфотографировать, описать и принести на следующую встречу фотографии и описание. Через неделю пришли мама, папа и Миша вместе. Мама удивленно рассказывает, что в выходные Миша без напоминания сделал домашние дела, за которые он отвечает, маме помог, потому что хотел, чтобы они быстрее начали играть. На удивление все увлеклись, выяснилось, что есть много общего в этих городах, но есть и совсем свое, что тоже было интересно.

На второй встрече мы играли в мяч. По-разному кидали и ловили, родители вспоминали игры своего детства с мячом. Например, «Съедобное – несъедобное» превратилось в игру на английском языке, решив тем самым проблему заучивания словарных слов. Еще через некоторое время папа заметил, что Миша стал меньше играть на компьютере, легче переключается, зная, что даже учеба может быть интересной.

 

Победить крокодила

Конечно, про важность игр написано много книг, статей, сделано передач. Многие родители уже знают, что детям важно играть не только до школы, но и в школьные годы. Игры меняются, но их задачи остаются прежними: освоение мира, тренировка разных социальных ролей, умение управлять предметами, развивать навыки общения, замечать и понимать устройство мира, обращать внимание на детали